Ваш город Москва?
Request a call

Вентиляция в кальянной. Теория и практика.

Вентиляция в кальянной. Теория и практика.

Вентиляция в кальянной. Теория и практика.

В связи с ужесточением законов по поводу курения в общественных местах и усталости от всяческих кафе, ресторанов, баров, клубов и т.д. – появился относительно новый и очень интересный формат заведений, в которых можно отдохнуть как одному, так и большой компанией. Покурить кальян, поиграть в настольные игры, покушать и попить… Такие заведения получили название – Кальянная.
В нашей сегодняшней статье речь пойдет об одном из важнейших факторов успешности любой кальянной – о вентиляции в кальянной. Дело в том, что в кальянных курят. И курят много. Специалистами нашей компании были оборудованы уже несколько кальянных в Москве и Московской области. Спроектированы системы вентиляции и кондиционирования для нескольких кальянных в различных регионах Российской Федерации.
Для понимания задач оснащения кальянных системами вентиляции и кондиционирования необходимо проанализировать каждый объект индивидуально.

Это обусловлено несколькими факторами:
1. Расположение помещения кальянной в здании.
2. Прогнозируемая посещаемость кальянной.
3. Пожелания и финансовые возможности заказчика.
Исходя из этих данных можно понять что же нужно в каждом конкретном случае. Одним нужны просто мощная вытяжка и приток, другим могут понадобиться еще и кондиционеры. Тут все зависит от финансовых возможностей заказчика.
По опыту – в пики посещаемости кальянных СНИПовские нормы воздухообмена для курительных помещений в 8 воздухообменов \час оказываются неэффективны, т.к. на площади в 100 кв. м. могут использоваться одновременно до 35 кальянов. При этом количество посетителей может быть от 40 до 80 человек. Для создания реально эффективной системы вентиляции в кальянной видятся цифры от 10 до 15 воздухообменов в час. Так-же не стоит забывать о важном моменте – в кальянах используются угли. Эти угли необходимо разжигать на специальных плитках. Угли в основном покрыты легковоспламеняемой и разжигающей оболочкой из химикатов. Эти химикаты при горении выделяют огромное количество дыма и неприятные вредные запахи. Важно не забывать об этом и спросить у заказчика на этапе сбора данных для проектирования – где будет находиться зона разжигания углей. Затем запроектировать там местное вытяжное устройство. Обычно это зонт из нержавеющей стали.
Разберем эффективные варианты оснащения кальянных системами вентиляции, рекуперации и кондиционирования:


1. Самый бюджетный вариант – отдельная приточная установка с электрическим или водяным калорифером и отдельный вытяжной вентилятор.

Данный вариант хорош своей относительной дешевизной при инвестировании в объект и не очень приятен при дальнейшей эксплуатации, т.к. эти огромные объемы воздуха необходимо нагревать зимой, что влетает в копеечку владельцам этого бизнеса.


2. Приточно-вытяжная вентиляция с рекуператором.

Данный вариант является более дорогим чем простая система вентиляции в кальянной, но при этом позволяет сохранять тепло и экономит до 85% денег на нагрев приточного воздуха. Что позволяет существенно снизить эксплуатационные затраты на систему вентиляции в кальянной. Происходит это следующим образом – вытяжной теплый воздух, подлежащий удалению на улицу – проходит по специальным каналам теплообменника, называемого рекуператором воздуха. При прохождении через рекуператор – вытяжной воздух передает свое тепло приточному воздуху и в результате мы получаем следующий эффект – забираем с улицы холодный приточный воздух и выкидываем холодный вытяжной. А все тепло остается внутри помещения. Тем самым достигается существенная экономия денег на обогрев приточного воздуха в холодное время года. Важно учесть, что для оснащения кальянной системой приточно-вытяжной вентиляции с рекуператором – подходят только пластинчатые рекуператоры. Роторный рекуператор является негерметичным и возможность проникновения дыма из вытяжки в приток велика.

3. Система приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией и кондиционированием воздуха.

Данная система обладает всеми плюсами предыдущего варианта, но позволяет не только нагревать воздух в холодное время, но и охлаждать его летом. Оптимальным вариантом является установка отдельных сплит систем мощностью, равной количеству теплопритоков в помещении + 15%. Дело в том, что использоваться она будет жаркими летними днями, когда количество посетителей будет более умеренным, чем вечером и ночью. Днем такие кондиционеры отработают великолепно, но при установке производительности системы вентиляции на 15-30% от максимальной мощности. А ночью, когда количество посетителей увеличится – кондиционеры отключатся и система вентиляции заработает в полную силу. Такой режим работы является оптимальным с точки зрения энергосбережения. Ну а для тех, кто хочет комфортный воздух с фиксированной температурой и днем и ночью – канальный испаритель на приток и ККБ на улице. Но при этом придется охлаждать весь поток приточного воздуха с улицы, что так-же является более затратным решением. Почему именно так – да потому что при установке сплит-систем и включении вентиляции на полную мощность – сплит-системы не будут успевать охлаждать весь воздух в помещении и получится очень некрасивая тепловая картина. Где то мы получим сквозняки холодного воздуха, а где то – застойные зоны перегретого воздуха.

Comments18
Татьяна
Татьяна
May 6, 2024 16:42
Здравствуйте,можете рассчитать 2 вариант на 250 квадратов. Работаете в Новосибирске ?
May 6, 2024 16:45
Здравствуйте, Татьяна. Да. Работаем. Для расчета системы необходима планировка помещения с указанием зон посадки гостей, бара, места приготовления кальянов, с\у и т.д. Пришлите пожалуйста на почту sales@rekuperation.ru и мы подберем для Вас оптимальный вариант.
Игликов Элвис
Игликов Элвис
May 6, 2024 16:41
Добрый день!
Благодарю Вас за статью и ответы на комментарии.

Как Вы считаете, является ли оправданным использование замещающей вентиляции в кальянных – когда свежий воздух подаётся снизу, а загрязненный забирается сверху?

В частности интересует:
1. Позволяет ли замещающая вентиляция сократить количество необходимых воздухообменов, тем самым сократив затраты на обогрев? Если Да, то примерно на сколько?
2.Будут ли посетители испытывать дискомфорт от того, что свежий воздух подаётся снизу, например появятся завихрения дыма или будет больше шума?
3.На сколько повышается стоимость системы вентиляции, если использовать замещение воздуха, а не смешивание?
4. Также интересует Ваше мнение о применении замещающей вентиляции в кальянных.

Спасибо!
May 6, 2024 16:45
Добрый день, Элвис!
Применение системы замещающей вентиляции является оптимальным с точки зрения эффективности воздухообена и скорости очистки помещений от дымов. Это вполне оправданно. Но есть и нюансы.
1. Подача воздуха снизу вверх хороша для технической вентиляции, а для кальянных не совсем хороша, т.к. при недостаточном количестве воздухораспределительных устройств можно создать дискомфорт для гостей потоками воздуха в зоне ног.
2. Это, как правило, более дорогой вариант, т.к. воздуховоды необходимо проводить в подвале и прорезать в перекрытиях отверстия для воздухораспределительных устройств… Либо пускать по стенам помещения, что приведет к уменьшению полезной площади…

Итак,
1. При правильном проектировании замещающая вентиляция реально более эффективна чем вентиляция смешением и позволит снизить кратность воздухообмена. И, следовательно, уменьшая кратность воздухообменов мы снижаем и затраты на обогрев приточного воздуха засчет уменьшения количества подаваемого воздуха. Если в цифрах – от 10 до 25% в зависимости от ламинарности потока воздуха. Чем прямее будет общий поток по плоскости – тем более эффективной будет вентиляция в кальянной.
2. Завихрения дыма уменьшатся при правильном расчете воздухораспределительных устройств. Дискомфорт для посетителей дополнительный появится из-за активизации движения воздуха в районе ног. А чем больше скорость воздуха – тем более прохладным кажется воздух. Пример – ветер на улице. Чем он сильнее – тем холоднее кажется реальное ощущение температуры воздуха. Это значит что воздух, подаваемый притоком с температурой 20С может ощущаться посетителями в районе ног как 15-18 С. Что не совсем приятно. При использовании схемы смешения с верхней подачей воздуха – скорость воздуха в районе ног посетителей будет меньшей. Шумов никаких не будет при использовании тихих приточно-вытяжных установок с рекуперацией и установки шумоглушителей на подающий и забирающий воздуховоды. Плюс – грамотный расчет количества и сечений воздухораспределителей (решеток или диффузоров). Скорость воздуха в них не должна превышать 2,5 м/с. Если все эти моменты соблюдены – шумов не будет.
3. Стоимость системы вентиляции увеличивается на стоимость бурений или алмазной резки перекрытий из подвала в помещение. Оборудование все будет тем же что и при замещающей. Просто приточная ветка воздуховодов прокладывается иначе. В каждом конкретном случае стоимость удорожания будет различной, но не слишком большой.
Артур
Артур
May 6, 2024 16:41
Здравствуйте.
Работаете ли вы в г. Пятигорск?
Помещение 87 кв. метров. Кальянная. Еще не начали делать ремонт. Пустые стены, пустые потолки. Высота потолков 4 метра.
Какой вариант (2 или 3) целесообразней будет для нас выбрать и сколько будет это примерно стоить?
Нужно, чтобы в кальянной не было потоков воздуха, которые мешали бы курению кальяна, а также чтобы температура во всех зонах помещения была равномерно распределена.

И еще, на каком этапе ремонта целесообразней проводить вытяжную систему?
Давид
Давид
May 6, 2024 16:41
Добрый вечер.
собираюсь открыть кальянную, но не классическую. Будут использоваться электронные кальяны. Хотелось бы узнать, какую систему использовать для вентиляции помещения.
Табачного дыма нету, но тоже не хочется чтобы люди сидели и не видели собеседника.
Посоветуйте пожалуйста, какой системой воспользоваться и сколько это будет стоить
помещение : примерно 50 кв.м. высота потолков 2,5 м.
Очень жду вашего ответа, заранее спасибо!
May 6, 2024 16:45
Здравствуйте, Давид.
Разница между табачным и глицериновым дымом из электронного кальяна минимальна с точки зрения вентиляции, скорее даже для кальянной с электронными кальянами нужна более мощная система вентиляции, т.к. в глицериновых кальянах дым более густой и насыщенный (хотя и в обычных кальянных многие хитрят, добавляя в табак глицерин) не смотря на то что более чистый. Мы рекомендуем 15 воздухообменов в час, но с рециркуляцией и датчиком CO2. Рециркуляция будет использоваться для повторной прогонки воздуха в случае если уровень СО2 в вытяжном воздухе будет в норме. Тем самым мы создаем нужную скорость воздуха в помещении для эффективного рассеивания дыма и можем регулировать количество воздуха, которое будет выкидываться на улицу. Данное решение позволит существенно минимизировать расходы на обогрев приточного воздуха зимой.
Считаем: 50х2,5х15= 1875 м.куб./ч. Подойдет приточно-вытяжная установка с рекуператором Rekuperation ST2000E2R.
Стоимость её составляет 367860 р. + датчик CO2 12 т.р. + воздуховоды и фасонные изделия 20-35 т.р. + монтаж 25-45 т.р. в зависимости от сложности.
Либо стандартный вариант без рециркуляции – ST2000E 320860 р. + воздуховоды и фасонные изделия 20-35 т.р. + монтаж 25-45 т.р. в зависимости от сложности.
Так же вариант с 11 воздухообменами в час – ST1400E 213960 р. + воздуховоды и фасонные изделия 20-35 т.р. + монтаж 25-45 т.р. в зависимости от сложности.
Павел
Павел
May 6, 2024 16:41
Здравствуйте, подскажите наиболее приемлемый вариант для помещения площадью 120 кв. м., помещение находится на цокольном этаже жилого комплекса, с отступом от основы здания 5,5 м., тыльная сторона – двухкамерные окна в пол, также есть два кондиционера, также, есть два вентиляционных выхода которые выходят на крышу, по словам владельца помещения они не пересекаются с дымоотводами жильцов дома. С тыльной стороны советовали ставить сендвич-панель, как приточку, и делать выводы дыма через вышеуказанных два вентиляционных отверстия. Проект находится на этапе становления, возможно вы можете уберечь от каких-то ненужных ошибок и действий.
Спасибо.

П.С. Как быть с вентиляционной установкой в случае расторжения контракта с арендодателем?
May 6, 2024 16:44
Здравствуйте, Павел.
Для помещения 120 м.кв.(высоту потолков вы не указали, но возьмем среднюю 2,75 м.) необходимо, если мы говорим о вентиляции в кальянной, – 3300 м.куб./ч. минимум, 4950 стандартно и 5940 максимум м.куб./ч. Подсчет произведен по кратности воздухообменов. 10, 15 и 18 воздухообменов в час. По опыту – 10 маловато, но дешевле и в принципе работает. Только когда пик посещений начинает не справляться. Есть задымления если хорошо накурят. 15 воздухообменов в час – шикарно. Система справится с любым количеством выдыхаемого дыма посетителями. 18 воздухообменов – это для тех, кто хочет еще больше экономить, т.к. система на всю мощность работать не будет, а следовательно – повысится эффективность рекуператора. Если говорить о стоимости решения путем установки приточно-вытяжной установки с рекуператором – стоимость системы вентиляции “Под ключ” составит 460 т.р. минимум, 590 т.р. стандартно и 685 т.р. максимально. Это на 40-50% дороже системы с отдельной приточкой и отдельной вытяжкой, но позволит снизить потребление электричества или горячей воды для обогрева приточного воздуха на 60-80%.

К примеру у Вас нет горячей воды для нагревателя установки. Производим подсчет:
Простая приточка на 3500 м.куб.ч. – нагреватель по подсчетам ( -20 улица, +18 помещение) – 45,4 кВт.
Приточно вытяжная установка с рекуператором – догреватель 14 кВт. Основной нагрев воздуха происходит в рекуператоре. Догреватель лишь компенсирует потери тепла, а не нагревает воздух полноценно как в приточке.

Теперь цифры. Возьмем при температуре -20 за бортом.
Приточная установка отдельно – 45,4х24=1089 кВт./ч./сутки. В деньгах – 1089х3,77= 4107 рублей в сутки.
С рекуператором – 14Х24=336 кВт./ч./сутки. В деньгах – 336х3,77= 1267 рублей в сутки.
Это подсчеты по одноставочному тарифу по п.2, принятые с 1 января 2016 года для города Москва.
Теперь более реально: В г. Москва количество суток с температоруй ниже +8С – 214. Средняя температура за этот промежуток – – 3,1 С.
Считаем:
Приточка (-3,1 ул./+18 пом.) – 25х24х214= 128400 кВт за холодный сезон. 128400х3,77= 484068 р.
Анатолий
Анатолий
May 6, 2024 16:41
Здравствуйте, подскажите наиболее оптимальный вариант по комфорту для посетителей и конечно по затратам энергетики. А так же не могли бы вы рассчитать затраты на материалы и работу. Помещение представляет собой ресторан с несколькими кухнями по всей его площади, примерно 8-10 кухонь на примерно 6 квадратов, общая площадь всего помещения 300 квадратов, высота потолков 2,5 м, спасибо большое.
May 6, 2024 16:43
Здравствуйте, Анатолий.
Судя по Вашему описанию – это некий фудкорт. По ним можно говорить только приблизительно до того момента, когда будут известны все арендаторы данных кухонь и их набор оборудования для приготовления пищи. В общих чертах по опыту – Приток в зону посадки посетителей, вытяжка: общеобменная по краю зоны посадки перед кухнями (если они открыты) и от вытяжных зонтов. Причем вытяжка от вытяжных зонтов тоже весьма специфична ввиду того что в воздуховодах со временем нарастают жиро-сажевые отложения, которые подлежит обслуживать.
Вам необходимо будет скорее всего подавать и забирать 5700-12000 м.куб./ч. (Более точные цифры появятся только после проектирования)
По энергетике: Рекуператор строго алюминиевый пластинчатый, либо система с разнесенным гликолевым рекуператором. Роторный рекуператор быстро выйдет из строя.
Предполагается подвести общеобменную вытяжную магистраль и магистраль от вытяжных зонтов к Приточно-вытяжной установке с рекуператором. Во время функционирования кухонь – дополнительного догрева не понадобится. Скорее всего даже придется настраивать автоматику таким образом, что часть приточного воздуха будет проходить в обход рекуператора через байпасный клапан. Это возможно реализовать. А в нерабочее время можно будет снижать производительность системы, увеличивая тем самым коэффициент рекуперации. Нагреватель рекомендуем установить полноценный под расход воздуха на всякий случай, а фактически он будет работать максимум на 5-8 кВт мощности. Это очень низкие цифры для такого расхода воздуха.
По стоимости тут крайне сложно сказать. Видится цифра за проектирование, вентоборудование, сеть воздуховодов, монтаж и пуско-наладку в районе 750 000 – 1 300 000.
Павел
Павел
May 6, 2024 16:40
Здравствуйте!
Если скинуть проект посещения можно получить примерный вариант расчёта по второму варианту?находимся в г. Волгоград
May 6, 2024 16:43
Здравствуйте, Павел.
Да. Сможем рассчитать. Нам необходимы для подсчета:
1. Планировка, либо проект помещения с указанием площадей помещений и высоты потолков.
2. Указание зон размещения гостей. Столики, диванчики и т.д.
3. Указание размещения зоны приготовления кальянов и места размещения плиток для разжигания угля.
4. Указание и предпочтения по расположению забора воздуха с улицы и выброса отработанного воздуха.
Зная все эти данные мы сможем точно рассчитать стоимость системы вентиляции с рекуперацией.
Александр
Александр
May 6, 2024 16:40
Спасибо Вам Большое , очень полезные сведения!!!!
Александр
Александр
May 6, 2024 16:39
Здравствуйте. Скажите пожалуйста сколько будет стоить второй вариант, на 120-170 квадратов. И работаете вы в г. Челябинске?
May 6, 2024 16:42
Здравствуйте, Александр.
Второй вариант – приточно-вытяжная установка с рекуператором. Вы не указали важный нюанс для точного рассчета – высоту потолков. Возьмем среднее значение – 2,4 м. Итого: 145 м. кв.(Усредненная площадь из Вашего запроса) умножаем на высоту потолков – 2,5 м. = 362.5 метров кубических – это объем помещения. Теперь нам необходимо понять производительность. Следовательно мы умножаем объем помещения на количество воздухообменов в час. Мы рекомендуем нашим клиентам – от 12 до 15 воздухообменов в час. Количество воздухообменов в час говорит о том, сколько раз за 1 час полностью сменится весь объем воздуха в помещении. По опыту – 10 мало. 12 – нормально. 15 – оптимально.
Итак, умножаем объем помещения на количество воздухообменов – 362.5*12 = 4350 м. куб./час – это необходимая производительность приточно-вытяжной установки. Если 10 воздухообменов в час – то 3625 м.куб./час. Если 15 – 5438 м.куб./час. Решать Вам исходя из бюджета.
По стоимости – тут видится либо приточно-вытяжная установка на 4000 кубов, либо на 5000. Перейдем к стоимости:
1. Приточно-вытяжная установка с пластинчатым рекуператором и нагревателем электрическим на 4000 м.куб./час –
Rekuperation ST4000e – 431640 р. либо ST5000e – 485630р.
2. Воздуховоды и фасонные изделия Вам обойдутся в 14-39 т.р. по опыту.
3. Монтаж и пуско-наладка – 25-80 т.р.
Разброс цен обусловлен отсутствием планировки помещения кальянной. Сложно прогнозировать. Но в общих чертах получается так.
Осуществить Вам это можно следующим образом:
Т.к. дилеры в Челябинске у нас пока отсутствуют можно реализовать следующим образом:
1. Вы присылаете планировку с указанием расположения столиков, зоны приготовления кальянов, розжига угля и другими данными.
2. Мы изготавливаем для вас проект или рабочую схему со сметой.
3. Производим выбранную Вами приточно-вытяжную установку и отправляем Вам ТК “Деловые линии”, либо другой на Ваше усмотрение, терминал которой есть в г. Москва. Доставка до транспортной компании бесплатна, а стоимость перевозки из Москвы в Челябинск вы оплатите по факту получения груза.
4. Мы помогаем Вам найти ближайшего производителя воздуховодов и фасонных изделий в вашем городе и выбиваем для вас скидку.
5. Монтаж и пуско-наладка – Мы можем либо отправить к Вам наших штатных монтажников, либо можем произвести шеф-монтаж. Т.е. наш специалист будет говорить Вашим рабочим что и как делать, где закрепить, что с чем соединить и т.д., а в дальнейшем произведет пуско-наладку системы и выведет её на нужную производительность и правильное распределение воздуха в помещении.
Данный вариант позволит экономить 18-26 кВт/ч электроэнергии.
Никита
Никита
May 6, 2024 16:39
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, если я правильно понял, то второй вариант самый оптимальный, потому что со временем можно отдельно приобрести кондиционеры, так ведь? И скажите пожалуйста, сколько приблизительно обойдется вентиляция для 95 квадратов?
May 6, 2024 16:42
Да, Никита. Именно так. Второй вариант оптимален, но так-же стоит денег. По опыту – 310-620 т.р. приточно-вытяжная вентиляция с рекуператором обойдется. Без рекуператора – 150 – 215 т.р. на 95 кв.м. Это цены “Под ключ”: Проект, оборудование, воздуховоды, монтаж, пуско-наладка.
Разница между вентиляцией без рекуператора и с рекуператором – экономия. Либо сэкономить сначала и потом платить огромные счета за тепло или за электричество, либо заплатить сразу больше, но потом экономить 53-76% от стоимости тепла при первом варианте.